![]()
|
![]() |
![]() Поход по реке Пьяна и Ичалковским пещерам 2007.Введение![]() ![]() ![]() При подготовке к походу изучили в достатке материала по реке от "бывалых". Наиболее пригодным сочли отчет Аргонавтов . Пришлось его немного "причесать", но бесспорно это лучшее из того, что нам встречалось. Особые им благодарности! С позволения Аргонавтов- курсивом будут их цитаты. Пологаю последователям вполне пригодится. Воронцово - Борнуково - Ичалковский бор - ИчалкиВышли 19 апреля в 11.32 в районед. Воронцово (N55 21.341 / E44 53.163) 0 km температура плюс 11, переменная облачность. Движемся со средней скоростью 9 км/ч. Уровень воды в реке на 40 см.выше меженного. В течении 1.5 - 2км. значения глубин колеблются от 0.5 до 1.2 м. Далее более полутора метров. К 13.15 прошли 12 км. За поворотом реки показалось Борнуково. В точке (N55 23.261 / E44 47.261) 12 km вышли на берег для поиска и осмотра Борнуковских пещер (N55 23.412 / E44 46.818) В 14.20, посетив пещеры, вышли далее вниз по реке Пьяне. Осмотрев пещеры, поднимитесь наверх, к верхней кромке обрыва. Корни деревьев, лежащие на тропинке, образуют удивительно живописную лестницу, а с вершины бугра открывается замечательный вид на долину Пьяны. Первый мост нам встретился в Борнуково (N 55 23.034 / E44 46.993), в нашу воду его можно было обплыть слева, там, где дорога спускается с бетонных плит на песчаную косу. Ночевка возможна на правом берегу напротив деревенского пляжа, в пятистах метрах ниже моста. Здесь часто останавливаются школьные группы из Нижнего Новгорода, регулярно сплавляющиеся по Пьяне на рафтах. Несмотря на сухое лето, воды в Борнуково было более, чем достаточно. Почти везде глубина реки — метр или больше. По-видимому, даже летом сплав можно начать значительно выше, например, от устья р.Ежать или из Гагино. А в "нашу воду" ни моста, ни его следов не обнаружили- видимо или его уже нет, или мы прошли над. К 16.00 прошли еще 12 км и поровнялись с автомобильным мостом в Сурадеево (N55 24,275 / E44 41,178) 24km В Сурадеево перед автомобильным мостом из воды торчат сваи старого моста то ли плотины. По-видимому, в любую воду между ними можно найти чистый проход. Ничего подобного мы не обнаружили. Прошли беспрепятственно. Но хочется отметить, что в двух километрах ниже моста в районе точки (N55 25.414 / E44 40.328) река Пьяна изобилует сильными водоворотами. Между Борнуково и Ичалки к берегу лес почти не подходит. Как правило, за узкой полоской пойменного кустарника начинаются заливные луга, занятые сенокосами или пастбищами. Мы не встретили никаких перекатов выше Ичалок. В отличие от Аргонавтов мест для стоянок от Борнуково до Ичалок видели предостаточно и к 19.00, пройдя 10 км от моста в Суродеево встали на ночлег в точке (N55 25.361 / E44 36.104) в 2.5 км от деревни Красная Горка (N55 25.788 / E44 42.001) 36.5 km Сразу за селом Красная Горка есть неплохая стоянка на правом берегу. Отсюда до наиболее закарстованной части Бора около трех километров по дороге, идущей из Горок в Ичалки. Но ближайшие деревенские дома находятся в прямой видимости от поляны в двух-трех сотнях метров. В 1.5 км ниже деревни Красная Горка огромная старица, уходящая глубоко вправо, в самое сердце Ичалковского бора. Укромные берега этой заводи, покрытые чернолесьем, очень удобны для создания тайного лагеря — сюда вряд ли ступит нога случайного человека. Но для туристов она мало подходит: слишком уж сыро и мрачно. Эту протоку, к нашему сожалению, обнаружить не удалось. К 11.30 следующего дня, 8 км ниже Красной горки обнаружена Стоянка (N55 25.214 / E44 32.749) 44 km О ней Аргонавты отзываются следующим: Поляна "Икона". Здесь есть лавочка, столик, кострище, пара спускающихся к воде бетонных ступенек... Поляна довольно просторна, но выход на берег только один, поэтому двум группам будет здесь неуютно. Через поляну проходит проселочная дорога. Если идти по ней на СЗ, вниз по течению Пьяны, то через пару сотен метров упрешься в заброшенный хутор. Пройти дальше по берегу Пьяны сложно из-за больших болотистых заводей. В другую сторону дорога идет на восток, а потом резко забирает на север, к пещерам (от воды до них менее километра) Заброшеный хутор-это Пасека (N55 25.322 / E44 32.588) Место не пригодно даже для временного ночлега, у домов сняты крыши. Здесь нам повстречался бывший егерь. Представился как Серджио. Пояснил, по Пьяне с мотором нельзя, работает ГИМС, и что у Комады Горький уже были проблемы с нерегистрированными рафтами. Сошли на берег 700 м ниже Поляны Иконы. Пройти по кратчайшему расстоянию- осмотреть Ичалковские пещеры (N55 23.412 / E44 46.818) см. схему Тогда мы не знали, что еще 2 км. ниже есть идеальное Место высадки для осмотра Ичалковских пещер (N56 26.199 / E44 31.996) 46.5 km ... а шли напролом через Бор переодически натыкаясь на змей, чем раздражая их. Пресмыкающихся здесь удивительно много, встречались калибром до 70 мм. и вели они себя явно недружелюбно. Высокие сапоги здесь оказались весьма кстати. Прием GPS в бору был совсем "никакой", кружили по оврагам в 120 метрах от искомой точки. К пещерам удалось выйти по дороге, сойдя на берег в вышеуказанном месте. Из всех впечатлений от провалов и гротов Ичалковского бора мне больше всего запомнились кристально чистые подземные озера, настолько прозрачные, что в них можно шагнуть, не заметив, и известняковая арка на краю одного из провалов. Ниша исполнения желаний, спрятанная в одном из самых труднодоступных провалов (при спуске не помешает веревка). В Ичалках встречается восемь видов летучих мышей из почти из почти трех десятков, обитающих на территории России. Пока что они не очень страдают от обилия посетителей. Разведение костров на территории Бора запрещено! Дале 1.2 км. по течению Пьяны Ичалковская ГЭС (N55 26,543 / E44 31,298) 47.7 km Первый обнос на пути — плотина малой ГЭС в 1.3 км выше моста в Ичалках. Электростанция была построена в 1951 году, потом остановлена и вновь пущена несколько лет назад. Плотина имеет перепад около 3м и представляет собой каменную гряду, через которую излишек воды переливается в нижний бьеф. Никаких затворов и регулировок! В межень разгруженные лодки можно частично провести по струе, а в нижней части плотины — перенести на руках. В половодье здесь должен возникать интересный искусственный порог с тремя-четырьмя параллельными сливами и мощной бочкой внизу. При наличии должной страховки это место вполне подходит для соревнований и тренировок. Чуть ниже плотины есть еще одно сложное для новичков место. Река делится на два рукава, в правом из воды торчат неприятные сваи, а в левом поток виляет между несколькими большими камнями. В нашу воду эту протоку можно оценить как препятствие 1к/с, но весной здесь все будет затоплено и проход упростится. Место на самом деле опасное. Не зная, в особенности вечером, издали не определить. Подходили акуратно, на малой скорости, но за гулом мотора не было слышно шума падающей воды. Казалось никакого препятствия вовсе нет. А снизу плотины камни- валуны, об которые срывающийся поток разобьет пластиковую лодку как скорлупу. Делали тридцатиметровый обнос здания плотины, но ниже никаких сюрпризов не обнаружили. Ичалки. Автомобильный мост (N55 26.735 / E44 30.350) 49 km В Ичалках сейчас два моста: новый, высокий, и сразу за ним — старый из каменных плит. Мы смогли протиснуться под плитами, а если бы вода поднялась на полметра, то мост можно было бы обойти справа или слева. При промежуточном уровне воды — проводка или легкий обнос. Старый мост не обнаружили. Вышли 20 апреля в 19.00 на правый берег чуть выше автомобильного моста. Место удобно для подъезда грузовика. Точка съема (N55 26.741 / E44 30.283) Трек и файл путевых точек ![]() |